Бизнес-план
Пятница, 29.03.2024, 17:19
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВходРазработка бизнес-планов в Тольятти, +7 927 783 30 60
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

В ситуации кризиса российские города вынуждены пересматривать стратегии развития. Сегодня становится очевидным дефицит новых подходов к конкурентоспособности городской экономики и городской среды с точки зрения инвестиционной и туристической привлекательности, развития социальной сферы и человеческого капитала. Исключительно важной задачей, как для крупных российских региональных центров, так и для городов с моноэкономикой является диверсификация городской экономики, а также создание качественно новых рабочих мест.
Относительно моногородов, то есть городов, в экономике которых преобладает одно предприятие (отрасль), или несколько технологически взаимосвязанных предприятий, следует отметить, что их сегодняшние проблемы коренятся в особенностях социально-культурных и исторических обстоятельств их появления. В период ускоренной индустриализации (30-70-г.г. XX в.) абсолютным приоритетом было развитие промышленности, в связи с чем население рассматривалось, в основном, как трудовой ресурс. Вопросы уровня и качества жизни в этой ситуации отодвигались на второй план и оценивались, как правило, с позиции их минимальной достаточности для достижения целей в области индустриального развития.
Поскольку территориальная специализация позволяла, в условиях того времени, до определенного уровня снизить социальные и инфраструктурные издержки, был выбран именно этот путь, приведший к созданию моногородов, к которым относятся и соответствующие поселки городского типа. На сегодняшний день их количество составляет, по разным оценкам, от 400 до 800, с числом проживающих до 25 млн. чел., что составляет примерно 25 % городского населения России.
Смена политического строя, основных экономических тенденций, кардинальный сдвиг в общественном сознании российских
граждан ввергли моногорода в состояние глубокого кризиса задолго до его начала в 2008 году в мире и России в целом.
Причем, в первую очередь, это кризис человеческого потенциала, состояние которого, как известно, определяет успех инновационного развития. На примере города Тольятти эта ситуация характеризуется, прежде всего, такими процессами, как:
- переезд представителей интеллектуальных профессий, наиболее квалифицированных рабочих кадров на постоянное место жительство в Москву, Санкт-Петербург и привлекательные для жизни региональные центры;
- высвобождение значительного количества работников с ОАО «АвтоВАЗ» и смежных с ним предприятий как мера, направленная на сохранение рентабельности в условиях кризиса;
- снижение привлекательности профессионального образования в естественнонаучной и технической сферах при отсутствии в городе (и в стране в целом) достаточно высокого спроса на представителей гуманитарных и управленческих специальностей.
Совокупность названных факторов создает значительный, как общий, так и структурный дисбаланс на городском рынке труда, что, в свою очередь, значительно снижает возможности саморазвития города за счет интеллектуальных и трудовых ресурсов.
Результатом этого является снижение показателей инновационной деятельности в экономике города. Так, за 9 мес. 2010 года объем отгруженной инновационной продукции составил 35,2 млрд. руб., что на 19,5 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В структуре объема отгруженной продукции инновационного характера в январе-сентябре 2010г. основную долю заняли производство транспортных средств и оборудования - 72,6 % (на 31,6 % меньше соответствующего периода прошлого года) и химическое производство - 25,4 % (на 55,3 % больше соответствующего периода прошлого года). На долю остальных производств (производство электрооборудования, производство пищевых продуктов) пришлось 2 % от общего объема отгрузки инновационных товаров.
Существенное увеличение доли отгрузки инновационных товаров химической отрасли по отношению к 2009г. обусловлено модернизации производства на крупнейших химических предприятиях городского округа Тольятти в 2010г.
Преодоление тенденции постепенной утраты городом человеческого (а значит – и инновационного) потенциала, решение задачи максимального вовлечения населения в процессы развития зависит от ряда факторов, как внешнего, так и внутреннего свойства.
Наиболее значимым из внешних факторов сегодня является политика государства в соответствующих сферах, прежде всего, инвестиционная, инновационная, региональная и муниципальная политика. Научная обоснованность, актуальность, взвешенность и интенсивность реализации государственной стратегии и политики в этих направлениях непосредственным образом влияют на характер решений, объемы и структуру финансирования программ и проектов развития российских регионов и городов, в том числе городов с моноотраслевым укладом.
Для достижения оптимальной консолидации указанных направлений государственно-властного воздействия на ситуацию в моногородах, усугубившуюся в связи с мировым финансово - экономическим кризисом, Правительство Российской Федерации выбрало метод комплексного инвестиционного планирования. Сущностью данного метода является формирование стратегии развития города, предусматривающей ряд приоритетных направлений вложения го-
сударственных и частных инвестиций.
Эти приоритеты определяются по критерию наибольшей адекватности задачам модернизации, диверсификации и повышения
конкурентоспособности городской экономики с учетом социальной, экономической, демографической и иной специфики города – объекта планирования. Основными целями такой стратегии выступают:
- решения проблемы занятости;
- преодоления монохозяйственного статуса;
- повышения инвестиционной привлекательности города.
Основными участниками комплексного инвестиционного планирования выступают уполномоченные органы федерального правительства (прежде всего – Министерство экономического развития, Министерство регионального развития, Министерство здравоохранения и социального развития), администрация региона, муниципалитет, негосударственные организации (профсоюзы, научно – образовательные и проектно - исследовательские учреждения и другие).
Результатом работы с использованием указанного метода в случае с городом Тольятти явилось принятие Правительством Самарской области Комплексного инвестиционного плана модернизации городского округа Тольятти на 2010-2020 г.г.[2] (далее - КИП).
Данный КИП предусматривает 22 проекта, различных по отраслевой направленности, объемам и источникам финансирования, срокам реализации.
Наиболее масштабные из них следующие:
- создание особой экономической зоны промышленно – производственного типа на территории 660 га вблизи г. Тольятти;
- создание Тольяттинского промышленно – технологического парка;
- создание IT-парка «Жигулевская долина».
- создание на территории Самарской области особой экономической зоны туристско – рекреационного типа, предусматривающего развитие туристической и рекреационной инфраструктуры городского округа Тольятти.
Все указанные проекты научно и практически обоснованы с точки зрения их соответствия имеющимся трудовым, природным, финансовым и иным ресурсам, и находятся в русле приоритетов экономического и инновационно – технологического развития Российской Федерации и Самарского региона.
Общий бюджет КИП до 2020 года составляет более 143 млрд.руб., из которых примерно 100 млрд. – частные инвестиции. При этом график бюджетного финансирования не ставится в зависимость от динамики частных инвестиций, что объясняется целевым характером государственного участия – преимущественно это вложения в обустройство земельных участков и развитие всех видов коммунальной и транспортной инфраструктуры.
Режим особой экономической зоны предусматривает освобождение ее резидентов от таможенных и значительной доли налоговых платежей, в том числе:
- Налог на прибыль – 15,5 % - на срок действия статуса резидента ОЭЗ;
- Транспортный налог, земельный налог, налог на имущество организаций – 0 % в течение 5 лет с момента возникновения объекта налогообложения.
- Ввозные таможенные пошлины – 0 руб. в течение всего периода существования ОЭЗ.
- Налог на добавленную стоимость – 0 % - в течение всего периода существования ОЭЗ.
- Освобождение от налогообложения расходов на научно – исследовательские и опытно – конструкторские работы – на срок действия статуса резидента ОЭЗ.
В то же время, долгосрочный экономический эффект для региона и города Тольятти состоит в следующем:
- сохранении и увеличении количества рабочих мест, диверсификации их отраслевой структуры;
- расширении направлений вложения инвестиций;
- росте налогооблагаемой базы;
- повышении капитализации региональной промышленности;
- увеличении доли инновационной продукции в общем объеме производства, до среднеевропейского уровня.
Таким образом, КИП планируется как пример успешного государственно – частного партнерства [4,5], в том числе в области инноваций. При этом доля средств местного бюджета г. Тольятти составит менее 2 % от общего объема бюджетных инвестиций, что соответствует и имеющей место централизации финансов в рамках бюджетной системы РФ, и мировой практике поддержки проблемных муниципалитетов со стороны государства.
В числе внутренних факторов развития есть два, состояние которых, на наш взгляд, является определяющим по отношению к остальным, как внутренним, так и внешним факторам. Это, вопервых, человеческий капитал – его нынешнее состояние и перспективы воспроизводства, во-вторых – эффективность местной власти. Эти факторы также между собой связаны.
В рамках системного подхода, человеческий капитал может быть рассмотрен в 3-х взаимосвязанных аспектах: во-первых, с точки зрения его формирования и воспроизводства, во-вторых, с позиции механизма его сохранения на данной территории, и, в-третьих, в ракурсе эффективности его использования в целях социально –экономического развития города и региона.
Качество человеческого капитала, как известно, определяется положением дел в сферах образования, здравоохранения, культуры, пропаганды и стимулирования здорового образа жизни, традиционных семейных и общественных ценностей.
На сохранение человеческих ресурсов на определенной территории, а также на возможность и целесообразность их миграции в ее пределах и в другие регионы и города оказывают влияние уровень доходов на данной территории, стабильность трудоустройства, состояние окружающей среды, наличие эффективного механизма рынка жилья, развитой транспортной системы. Для Самарской области, в которой находится третья по численности населения в стране Самарско – тольяттинская агломерация[3], эти направления имеют свою специфику.
Наконец, на эффективность использования человеческого капитала и стимулирование развития человеческого потенциала напрямую влияет сложившийся в обществе тип социальной стратификации и уровень социальной мобильности.
Так, образование наиболее привлекательно, если есть перспектива карьеры, которая соответствует уровню квалификации и профессиональных качеств. Общество будет здоровым, если у всех есть доступ к услугам в области медицины, массового спорта и рекреации.
В свою очередь, уровень образования определяет успех создания экономики лидерства и инноваций, что является одним из 7-ми целевых ориентиров, закрепленных в Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Компетенция местного самоуправления в сфере образования ограничена уровнем среднего образования, причем образовательные стандарты формируются на федеральном уровне. То есть, основными задачами муниципалитета в сфере образования являются:
- максимальная адаптация учебного процесса к потребностям создания конкурентоспособной экономики знаний и иннова-
ций с учетом территориальных особенностей;
- установление деловой коммуникации между системой среднего общего образования и действующими на территории го-
рода учреждениями системы среднего и высшего профессионального образования в целях обеспечения опережающей профориентации школьников по направлениям, заданным перспективными потребностями инновационной экономики.
Относительно эффективности местной власти следует сказать, что с одной стороны, критерии такой эффективности определены на уровне соответствующего Указа Президента Российской Федерации, а с другой – проблема эта комплексная, поскольку местное самоуправление хотя и отделено от государства согласно Конституции, но в функциональном и финансовом плане с государством, естественно, связь присутствует.
Следовательно, весь круг вопросов местного значения, определенный в законе, должен быть измерен едиными государственными социальными стандартами предоставления муниципальных услуг.
Такие стандарты пока отсутствуют. Кроме того, в условиях крайней ограниченности собственных источников формирования местных бюджетов, их хронической дефицитности, важным индикатором эффективности местной власти представляется количество предоставленных муниципальных услуг на единицу бюджетных ассигнований.
Еще один признак эффективности, или, по крайней мере, стремления к эффективности – привлечение к постановке проблем и поиску вариантов решения задач развития города, экспертизе программ и проектов развития, всех заинтересованных субъектов городского сообщества, представляющих научно – образовательный кластер, профессиональные группы, предпринимателей и некоммерческий сектор в самом широком смысле этого понятия.
В 2010 году городским сообществом в лице местной Думы принят Стратегический план развития городского округа Тольятти до 2020 года[1], прошедший в период разработки общественную экспертизу. План предусматривает 4 приоритетных направления развития:
- всестороннее развитие человеческого потенциала;
- интенсивное развитие экономики;
- сохранение и улучшение среды жизнеобитания;
- развитие местного самоуправления.
Реализация указанных направлений предусматривает посредством более чем 20 целевых программ. При этом второе из вышеуказанных направлений предусматривает, как участие города в реализации проектов КИП, так и генерацию собственных инновационных проектов развития.
Так, в целях поддержки предпринимателей, занимающихся внедрением и разработкой инновационных проектов (технологий и продуктов) в течение нынешнего года ведется работа по отбору субъектов малого предпринимательства для размещения в Тольяттинском инновационно - технологическом бизнес-инкубаторе.
Конечно, это пока не очень впечатляющий результат, однако перспективность малых предприятий для освоения новых технологий и видов деятельности позволяет надеяться на то, что инновационное предпринимательство станет одним из основных механизмов реализации стратегии развития города Тольятти, а также Самарской области и России в целом.

Литература:
1. Стратегический план развития городского округа Тольятти до 2020 года утвержденный решением городской Думой Тольятти от 07.07.2010 № 335.
2. Постановление Правительство Самарской области от 21 апреля 2010 г. N 160 об утверждении Комплексного инвестиционного плана модернизации городского округа Тольятти Самарской области на 2010 - 2020 годы (в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 30.07.2010 N 353, от 30.09.2010 N 470).
3. Постановление Правительства Самарской области от 9 октября 2006 г. № 129 О стратегии социально-экономического развития самарской области на период до 2020 года.
4. Постановление Правительства Самарской области от 24.06.2009 № 291 "Об утверждении концепции реализации проектов, основанных на принципах государственно- ого партнерства".
5. Закон Самарской области о государственно-частном партнерстве, принят Самарской Губернской Думой от 29 июня 2010 года N 72-ГД.

Категория: Мои статьи | Добавил: gbi-opt (02.01.2015)
Просмотров: 912 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Разработка бизнес плана
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz