Бизнес-план
Суббота, 23.09.2017, 22:48
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВходРазработка бизнес-планов в Тольятти, +7 927 783 30 60
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие инновационной сферы в городском округа Тольятти

Говоря о развитии инновационных технологий в городском округе Тольятти необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует Федеральный закон об инновационной деятельности в РФ. В начале 2010 года такой законопроект поступил в Государственную Думу РФ на рассмотрение, а Постановлением Государственной Думы от 5 октября 2010 г. N 4192-5 ГД проект был отклонен без указания на какие либо условия его повторного внесения.

В законодательстве на сегодняшний день отсутствуют такие понятия как инновационная политика, национальная инновационная система, инновация, инновационная деятельность, субъект малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере. Такое положение дел в законодательной базе сдерживает эффективность развития инновационной сферы в России и позволяет  коммерческим структурам  инвестировать государственные средства в проекты условно связанные с инновациями. Действующим законодательством также не определены особенности осуществления инновационной деятельности за счет бюджетных средств в сфере обеспечения  конкурентоспособности экономики, ее диверсификации и стимулирования инвестиционной деятельности и развития инноваций [1].

Законодатели планируют в перспективе принятие более 2-х десятков законов, связанных с инновационной тематикой. Есть льготы для малых предприятий (в т.ч. инновационных), которые предусмотрены в Налоговом и Гражданском Кодексах. Однако, по факту в этих законодательных документах не учитывается специфичность инновационных предприятий и не стимулируется развитие инновационной деятельности.

Во многих субъектах РФ приняты региональные законы по инновационной деятельности, но по мнению экспертов в области инновационной деятельности только федеральный закон может определить политику по формированию инновационной экономики. На его базе предусматривается развитие федерального и регионального законодательства, а также принятие подзаконных актов.

Кроме того, в настоящее время Министерством экономического развития и торговли РФ подготовлен проект «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года». Ключевыми задачами проекта являются «Наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций», а также «Резкое, кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний [2].

И буквально кратко хотелось бы сказать и о второй стороне медали, а именно о том, что мы не так часто вспоминаем то, что есть такое понятие, как спрос, а есть ли реальный спрос на инновации у тольяттинского бизнес – сообщества и в России в целом, а что из себя представляет конкурентная среда? есть ли она?. А не пора ли нам серьезно задуматься о поощрении потребителей инновационных продуктов и технологий, так как сколько бы мы не стимулировали инноваторов -  отсутствие спроса на их разработки сведет на нет все усилия и будет означать пустую трату бюджетных средств.

Следует иметь ввиду, что есть Руководства по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло). Данное Руководство является основным методологическим документом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области инноваций как для стран, непосредственно участвующих в деятельности ОЭСР (30 стран), так и ряда стран Восточной Европы, Латинской Америки, Азии, Африки, не являющихся пока членами этой организации. По сути, данный документ - ключ к пониманию инновационных процессов и связанных с ними феноменов.

Как же обстоят дела в городском округе Тольятти в инновационной сфере? Если учесть, что большинству предприятий в настоящее время не до инноваций, когда предприятия стремятся просто выжить в условиях мирового финансового кризиса затронувшего все сферы российской экономики. Исключением не стал и наш город, а с учетом того, что Тольятти еще является и самым крупным моногородом России, эти проблемы стоят в нашем городе наиболее остро и тут уже, к сожалению, большинству предприятий не до инноваций.

         К сожалению, необходимо отметить, что инновационная инфраструктура городского округа Тольятти далека от идеала и еще нет единого центра, объединяющего инновационную сферу в единый слаженный механизм, направленный на решение задач инновационного развития городского округа Тольятти. Только создание инфраструктуры, благоприятной для функционирования инновационной сферы, может быть наилучшим способом стимулирования инноваций.

Но есть и положительные моменты в инновационной сфере нашего города, а именно в конце 2010 года совместными усилиями мэрии городского округа Тольятти и тольяттинского института технического творчества и патентоведения был издан сборник «Идеи нашего города» (сборник научно-технических достижений из серии «Изобретено в Тольятти»). В сборнике представлено 39 изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, а также товарных знаков, и программ для ЭВМ (баз данных), которые разработаны в Тольятти [3]. Данный сборник отражает то, что в нашем городе не перевелись инноваторы и изобретатели.

5 мая 2011 г. в Мэрии городского округа Тольятти был проведен круглый стол по теме - «Развитие инновационной экономики городского округа Тольятти: охрана, защита и коммерциализация интеллектуальной собственности» на котором рассматривались следующие вопросы:

1. Основные понятия интеллектуальной собственности (далее – ИС) в национальном и международном законодательстве.

2. Перспективные направления управления ИС в современных условия экономики Российской Федерации.

3. Судебная практика в сфере интеллектуальной собственности на примере г.о. Тольятти.

 

         На базе Тольяттинского государственного университета (далее ТГУ) планируется создание Приволжского национального исследовательского университета в области машиностроения и энергетики (далее – ПНИУ). По информации ТГУ цель ПНИУ – кадровое и научно-инновационное обеспечение развития электроэнергетики и машиностроения в России, обеспечение опережающих темпов развития этих отраслей на основе интеграции науки, образования и производства, и эффективного стратегического партнерства с бизнес - сообществом. Кроме того, необходимо отметить, что ТГУ на начало 2011 года создано 15 малых инновационных предприятий.

Мэрия городского округа Тольятти в феврале 2011 года обратилась в Правительство Самарской области с инициативой о включении проекта создания Поволжского национального исследовательского университета в области машиностроения и энергетики в Комплексный инвестиционный план модернизации городского округа Тольятти Самарской области на 2010-2020 годы (далее КИП).

В случае утверждения проекта в составе КИП, повышаются шансы ТГУ на получение данного статуса, который, в свою очередь, позволит привлечь в город дополнительные инвестиции в развитие образования, науки и инноваций в объеме порядка 2,8 млрд. руб., из которых примерно 700 млн. руб. составят вложения из внебюджетных источников.

Последнее будет обеспечено, в том числе, за счет создания малых инновационных предприятий, 15 из которых уже функционируют и привлекли более 40 млн. руб. из различных источников. Кроме того, в результате реализации проекта создания Национального исследовательского университета предполагается создать 680 новых высокотехнологичных рабочих мест.

Учитывая, что темпы и эффективность развития инновационной сферы зависят от проводимой инвестиционной политики всех уровней власти, которая должна обеспечивать условия, благоприятствующие инновационному развитию, мэрия городского округа Тольятти прилагает максимум усилий в этом направлении.

Понимая то, что одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является формирование инновационной инфраструктуры, Мэрия городского округа Тольятти в своей деятельности опирается на «Областную целевую программу развития инновационной деятельности в Самарской области на 2009-2015 годы» в которой основными задачами развития инновационной инфраструктуры являются:

  • развитие действующих элементов инфраструктуры (центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, фонды и другие), создание недостающих звеньев и объектов инновационной инфраструктуры (достраивание «технологических коридоров»), обеспечивающих быстрое продвижение инноваций от исследований к коммерциализации и выпуску промышленной продукции;
  • комплексное развитие инновационной инфраструктуры территорий с высокой концентрацией научного потенциала (г. Самара, г. Тольятти);
  • формирование и ведение территориальной базы данных по законченным исследованиям, разработкам, технологиям, готовым к освоению в производстве, для использования их заинтересованными организациями;
  • аккумулирование сведений о потребностях в инновационной продукции (технологиях) и оперативное информирование о них разработчиков технологий – высших учебных заведений и научных организаций;
  • организационная и информационная поддержка взаимовыгодных связей в сфере инновационной деятельности между организациями на областном, межрегиональном, международном уровнях;
  • развитие региональной информационной сети на базе современных телекоммуникационных технологий и обеспечение доступа к международным информационным ресурсам;
  • создание единой региональной системы продвижения инновационного продукта Самарской области.

 

Для эффективного развития инновационной сферы необходимо проведение инновационной политики включающей следующие задачи:

- эффективное развитие городской инновационной системы;

- совершенствование нормативно-правового регулирования инновационной деятельности;

- создание условий для развития научно-технического и инновационного предпринимательства;

- эффективное использование научных, технических и технологических достижений;

- активизация инновационной сферы деятельности организаций с целью вывода на рынок новой конкурентоспособной продукции и технологий;

- привлечение финансовых ресурсов из федеральных, региональных и внебюджетных источников для реализации инновационных научно технических и целевых программ;

- совершенствование планирования инвестиционной и инновационной деятельности.

 

В заключении необходимо отметить, что в городском округе Тольятти еще есть над чем работать, а именно объединить усилия муниципалитета, науки, образования и бизнеса в единую инновационную систему и тогда победителями станем мы все!

 

Литература

 

1. Заседание комиссии совета федераций по взаимодействию со счетной палатой РФ (рассматривались вопросы законодательного обеспечения инновационной деятельности) 24 января 2011г.

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до  2020 года, Минэкономразвития России, Москва – 2010г.

3. Сборник «Идеи нашего города» (сборник научно-технических достижений из серии «Изобретено в Тольятти»), 2010г.

4. Областная целевая Программа развития инновационной деятельности в Самарской области на 2009-2015 годы, утверждена Постановлением Правительства Самарской области  от 27.03.2009 №  187

5. Закон Самарской области "О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области" 9 ноября 2005 года n 198-гд

6. Руководство Осло «Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» совместная публикация ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и Евростата (Статистическое бюро европейских сообществ) перевод на русский язык, издание второе исправленное, Москва, 2010г.

Категория: Мои статьи | Добавил: gbi-opt (02.01.2015)
Просмотров: 406 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Разработка бизнес плана
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz